19.08.2015
Пресс-выпуск №2908

О способах выживания в кризис

Переход на более дешевые аналоги товаров или полный отказ от определенных наименований – основные методы приспособления к сложившейся экономической ситуации.

МОСКВА, 19 августа 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, к каким мерам экономии в связи с кризисом прибегают россияне.

Потребительское поведение россиян в кризисный период претерпело определенные изменения. Так, с января по июль с.г. заметно больше стало тех, кто сказал о том, что уже более полугода покупает более дешевые, чем ранее, продукты и товары (с 22% до 32%). Еще 21% делает это последние полгода. Также существенно выросла доля респондентов, которые более шести месяцев отказывают себе в приобретении тех или иных вещей (с 21% до 31%,), и 21% делают это последние полгода.

Одновременно с этим сократилось число тех, кто сообщил, что начал практиковать данные способы приспособления к сложившейся экономической ситуации только в последние месяцы  (с 20% до 7% и с 23% до 7%, соответственно). И практически неизменной остается доля тех, кто не ущемляет себя в расходах – это по-прежнему около 40% респондентов.

При этом иные «антикризисные» методы большинство наших сограждан не применяли. Менее половины опрошенных стали выращивать больше собственных овощей и фруктов и делать заготовки (37%), запасать продукты впрок (31%). Некоторые ищут более высокооплачиваемую работу или приработок (32%). Среди прочего также можно отметить, что 28%  тратят сбережения на повседневные расходы, 22% берут кредит в банке, 23% занимают в долг у знакомых, 22% принимают безвозмездную помощь от близких. Наконец, лишь 10% делают накопления в валюте, и 5% продают ценное имущество.

При ответе на вопрос без подсказок о том, от чего пришлось полностью отказаться в связи с кризисом, называют прежде всего путешествия (12%). Еще 4% стали меньше тратить на досуг, развлечения. Почти каждый десятый (8%) экономит на еде. Также сетовали, что приходится «ужиматься» при покупке одежды (2%). На собственном здоровье экономят 2%. Другие же изменили планы на проведение ремонта (1%), покупку бытовой техники и электроники (1%), машины (1%) и др.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 25-26 июля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%.

Часть россиян считает, что в стране наступил экономический кризис, и они начали экономить, занимать в долг, накапливать сбережения и т.д. Скажите, пожалуйста, что из перечисленного Вы (члены Вашей семьи) делаете и как давно? (закрытый вопрос, один ответ по каждой строке, %)

 

 

Начали делать за последний месяц

Делаем это последние полгода

Делаем это уже больше полугода

Не делаем это

Затрудняюсь ответить

Покупать более дешёвые, чем раньше, продукты и товары

07.15

7

21

32

39

1

01.15

20

16

22

38

4

Покупать реже или отказываться от некоторых продуктов питания, товаров, услуг, развлечений

07.15

7

21

31

39

2

01.15

23

18

21

34

4

Покупать продукты впрок

07.15

4

10

17

68

1

01.15

10

12

17

56

5

Искать более высокооплачиваемую работу, приработок, заниматься бизнесом

07.15

5

10

17

65

2

01.15

8

11

14

62

5

Тратить на повседневные расходы ранее накопленные сбережения

07.15

5

11

12

71

2

01.15

9

10

11

66

5

Брать деньги в долг у родственников и знакомых

07.15

3

9

11

76

1

01.15

5

8

12

70

5

Брать кредит в банке, покупать товары в кредит

07.15

2

6

14

78

1

01.15

3

6

13

74

4

Получать безвозмездную помощь от родственников и знакомых

07.15

3

7

12

77

1

01.15

4

6

12

72

5

Выращивать больше овощей и фруктов, разводить птицу и т.п. на своём участке, делать больше заготовок продуктов

07.15

3

10

24

62

1

01.15

3

8

22

62

5

Откладывать деньги в валюте (доллары, евро и др.), вносить деньги на валютный счёт

07.15

2

2

6

89

1

01.15

2

5

6

82

5

Продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру, дачу) или личные вещи (одежду, книги, предметы домашнего обихода)

07.15

1

2

2

94

1

01.15

2

4

5

85

5

Есть ли что-то такое, от чего Вам пришлось совсем отказаться в связи с кризисом? Какие-то привычки, товары, услуги?
(открытый вопрос, любое число ответов, %, представлены ответы, названные не менее чем 1% респондентов)

 

Все опрошенные

Путешествия

12

Еда («берем меньше мяса», «искать более дешевые продукты», «меньше ем овощей, фруктов,  мяса")

8

Отдых, развлечения («в кино реже стал ходить», «дети не гуляют нигде»)

4

Приходится экономить на всем

3

Одежда («более дешевая одежда», «меньше одежды покупаю», «не обновляем одежду»)

2

Здоровье («да, от дорогостоящей операции», «не могу поехать в санаторий»)

2

Курение, пришлось перейти на дешевые сигареты («дорогие сигареты», «курить стараюсь меньше»)

2

Отказались от покупки машины

1

Уход за собой («косметика», «маникюр», «не хожу в парикмахерскую»)

1

Ремонт квартиры

1

Отказ от покупки новой техники («не смог купить холодильник», «не смогла купить компьютер», «покупать электронику)

1

Экономия на бензине

1

Отказ от алкоголя, ограничение в количестве

1

Нет, ничего не изменилось

16

Другое

3

Затрудняюсь ответить

50

Обращаем Ваше внимание: при использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна!

Тематические разделы: Самооценка материального положения; Инфляция. Цены; Экономическое положение страны