16.08.2015
Пресс-выпуск №2904

Инфляция замедляется. Коммунальные расходы - растут

Рост цен на основные категории товаров с начала года замедлился. Резко подскочила только «коммуналка».

МОСКВА, 17 августа 2015 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, как россияне оценивают рост цен на различные категории товаров и услуг.

Подорожание коммунальных платежей сегодня является наиболее ощутимым в числе основных категорий товаров и услуг. Так, среди граждан, совершающих покупки и оплачивающих квитанции, увеличение суммы оплаты за «коммуналку» заметили 83% (каждый второй – 49% - отмечает значительный рост) - индекс роста цен* по данной категории услуг составил 65 п. (выше, чем в январе с.г. – 58 п.).

По остальным же наименованиям, согласно наблюдениям россиян, темп рост цен в настоящее время в целом ниже, чем в начале года. Из продуктов в первую очередь говорят о росте ценников на мясо (77%) – соответствующий показатель равен 57 п. (против 77 п. в январе с.г.). Более двух третей респондентов, занимающихся ведением хозяйства, наблюдают подорожание молочных продуктов (72%) и сахара (68%) - показатели восприятия инфляции по данным товарам – по 49 п., соответственно.

Большинство опрошенных сообщают также, что выросли цены на овощи и фрукты (65%) – индекс 41 п., хлебобулочные изделия (66%) – индекс 41 п., крупы и макароны (60%) – индекс 40 п. Не дешевеет и бензин – соответствующий индекс роста цен в июле составил 47 п. (за полгода он не демонстрировал существенных колебаний): 63% отмечают повышение коммунальных платежей. Индекс роста цен на проезд в общественном транспорте – 34 п.: подорожание билетов в последние месяцы заметили 48% респондентов.

Согласно контент-анализу, проведенному компанией «Медиалогия», тема «рост цен» упоминалась 494 085 раз в российских СМИ за последний год. «Пик» упоминаемости приходится на три зимних месяца: декабрь (61 374), январь (55 238) и февраль (63 502).

*Индекс роста цен демонстрирует восприятие россиянами инфляции. Показатель рассчитывается как разница положительных и отрицательных ответов на вопрос «Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух?». Ответу "цены значительно снизились" присваивается коэффициент (-1), ответу "цены снизились, но незначительно" коэффициент (-0,5), ответу "цены выросли, но незначительно" 0,5, ответу "цены значительно выросли" 1, ответу "цены не изменились" 0. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в диапазоне от -100 до 100. Чем выше значение индекса, тем выше инфляция, по мнению россиян.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 25-26 июля 2015 г. Опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,5%. Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 26 100 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: август 2014 – июль 2015 года.

Как бы вы оценили рост цен на следующие товары и услуги в течение последнего месяца-двух
(закрытый вопрос, один ответ по каждой категории товаров, % от тех, кто покупает продукты самостоятельно)

 

 

Цены значительно снизились

Цены снизились, но незначительно

Цены не изменились

Цены выросли, но незначительно

Цены значительно выросли

Затрудняюсь ответить

Индекс*

Комму-
нальные платежи

07.15

1

1

11

34

49

5

65

01.15

1

2

17

30

45

5

58

09.14

1

1

17

39

38

5

56

Мясо и мясопро-
дукты

07.15

‹1

1

14

37

40

8

57

01.15

1

2

4

21

68

5

77

09.14

1

1

11

30

55

4

69

Сахар**

07.15

1

2

19

35

33

10

49

01.15

1

1

3

21

69

5

78

09.14

-

-

-

-

-

-

-

Молочные продукты

07.15

1

1

19

44

28

7

49

01.15

1

1

5

35

52

5

68

09.14

1

1

18

43

34

3

54

Бензин

07.15

1

1

9

29

34

27

47

01.15

1

4

10

27

34

24

45

09.14

1

1

9

26

34

29

46

Овощи и фрукты

07.15

1

13

15

34

31

6

41

01.15

1

1

3

21

70

5

79

09.14

1

5

20

39

29

5

45

Хлебо-булочные изделия

07.15

1

1

29

47

19

4

41

01.15

1

1

9

44

41

3

62

09.14

1

1

36

42

18

2

38

Крупы, мака-
роны**

07.15

‹1

1

27

38

22

11

40

01.15

1

‹1

5

30

57

6

71

09.14

-

-

-

-

-

-

-

Стоимость проезда в общест-венном транс-порте**

07.15

‹1

‹1

35

28

20

17

34

01.15

1

1

24

30

30

14

44

09.14

-

-

-

-

-

-

-

** в сентябре 2014 г. эти варианты не предлагались

Обращаем Ваше внимание:

При использовании материалов сайта www.wciom.ru или рассылки ВЦИОМ, ссылка на источник (или гиперссылка для электронных изданий) обязательна.

При полном или частичном использовании, воспроизведении материалов системы «Медиалогия» в СМИ должна быть указана ссылка на компанию «Медиалогия».

Тематические разделы: Инфляция. Цены; Экономическое положение страны