Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: FACUNDO ARRIZABALAGA
Общество

Воспитание детей: вчера и сегодня

Современные родители реже прибегают к телесным наказаниям, отдавая предпочтение нравоучениям и ограничению доступа детей к гаджетам и телевизору.
Фото:
Коротко о главном
  • Основным методом воспитания у современных родителей являются наставления и нравоучения – 76%;
  • Каждый второй родитель с несовершеннолетними детьми прибегает к ограничению гаджетов, телевизора или прогулок – 47%;
  • Каждого третьего россиянина в детстве ставили в угол (30%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Основным методом воспитания у современных родителей являются наставления и нравоучения – 76%;
  • Каждый второй родитель с несовершеннолетними детьми прибегает к ограничению гаджетов, телевизора или прогулок – 47%;
  • Каждого третьего россиянина в детстве ставили в угол (30%).

МОСКВА, 08 августа 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, какие методы воспитания используют россияне.

Как воспитывали нас?

Воспитание детей в современной семье отличается от тех методов, которыми пользовались наши родители. Этому способствует множество факторов: популяризация различных воспитательных методик, появление детских и семейных психологов, стремительное развитие рынка детских товаров и услуг, ориентация в образовании на индивидуальные особенности ребенка, практики публичного осуждения некоторых мер воспитания, смена традиционных ролей в семье и другое. Но самое важное – изменилось информационное пространство, которое окружает и наполняет новыми смыслами и нормами отношений жизнь современных детей и их родителей. Несмотря на это основным методом воспитания остаются нравоучения и наставления, так воспитывали 62% наших сограждан их родители, три четверти современных родителей также его придерживаются (76%). Этот подход можно назвать универсальным, в детстве с ним столкнулись россияне из самых разных демографических групп, реже - жители села (52%) и россияне старшего возраста (55%).

Топ-5 методов, которые использовали родители опрошенных:

  • Наставления, нравоучения – 62%;
  • Постановка в угол в качестве наказания - 30%;
  • Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 27%;
  • Наказание ремнем – 21%;
  • Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 20%.

Каждого третьего в детстве ставили в угол (30%), мужчины сообщали о таком опыте, чаще, чем женщины (34% vs. 26%). В тройку популярных методов вошли также ограничения прогулок или просмотра телевизора (27%). Среди россиян старшего возраста с такими ограничениями в детстве сталкивались лишь 11%, а молодежь 18-34 лет отмечает этот вариант в 40-47% случаев. Это легко объясняется тем, что 60 лет назад телевизор был далеко не в каждом доме, а детские программы и мультики были большой редкостью. Физические наказания – шлепки, подзатыльники и наказание ремнем – присутствовали в детстве у пятой части россиян (20-21%). Таким методом чаще воспитывали мужчин (23-29% vs. 19-14% у женщин). В меньшей степени россияне в своем детстве сталкивались с лишением карманных денег – 11%, но молодые люди 18-34 лет говорят об этом чаще – 21-18%.

И как воспитываем мы?

Современные родители воспитывают детей не так, как воспитывали их, но лидерство остается за устными методами – нравоучения, наставления (76%). Особое внимание им уделяют родители 45-59 лет (81%); те, у кого есть высшее образование (85%) и столичные родители (83%).

Топ-5 методов, применяемых современными родителями: 

  • Наставления, нравоучения – 76%
  • Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок – 31%
  • Постановка в угол в качестве наказания - 19%
  • Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников – 13%
  • Лишение карманных денег – 8%

На втором месте, вытеснив наказание углом, сегодня методы ограничительного характера –ограничение гаджетов, телевизора и прогулок - 31% среди тех, у кого есть дети. Актуальность ограничительных мер выше у родителей несовершеннолетних детей (47%); родителей с высшим образованием (40%) и хорошим материальным положением (35%). Популярность таких мер сегодня легко объясняется разнообразием и доступностью детского контента и гаджетов. Если раньше о собственном телевизоре дети могли только мечтать, то сегодня смартфон или планшет есть у многих детей с раннего детства.

Мужчин и женщин в детстве воспитывали по-разному, по-видимому, к мальчикам относились более строго, к ним чаще применялись все перечисленные методы, но, прежде всего, наказание ремнем (в 2 раза чаще), лишение карманных денег (в 2 раза чаще), постановка в угол (в 1,3 раза чаще) и шлепки (в 1,2 раза чаще). При этом будучи родителями и отцы, и матери используют примерно одинаковые методы воспитания, а женщины даже чаще прибегают к шлепкам и подзатыльникам (14% vs. 11%).

Однако те мужчины и женщины, у кого еще нет детей, видят воспитание по-разному, в этой группе мужчины гораздо чаще одобряют телесные наказания (13% vs. 5%), постановку в угол (33% vs. 13%) и ограничительные меры (51% vs. 36%).

Угол в качестве метода воспитания используют 19% современных родителей, что в 1,6 раза реже по сравнению с тем, как воспитывали их. Те, у кого нет детей, говорят о допустимости подобного метода чаще других - 24%. Телесные наказания современные родители применяют намного реже: шлепки и подзатыльники используют 13% (реже в 1,5 раза по сравнению с тем, как воспитывали их), а ремень – 7% (реже в 3 раза). Молодые родители 18-24 лет сообщили, что вообще не используют данные методы. К лишению карманных денег обращаются 8% современных родителей, при этом в группе тех, у кого еще нет детей, использовать данный метод планируют 28%. Постепенно происходит уход от физических методов воспитания в сторону разговоров, убеждений и ограничений. Воспитательные модели становятся более гуманными, демократическими, приходит понимание, что насильственные методы не позволяют установить доверительных отношений с ребенком, поэтому подавляющее большинство родителей в наши дни, в первую очередь, опираются на разговоры.

Яблочко от яблони

Несмотря на то, что в целом происходит изменение арсенала используемых методов воспитания, межпоколенческие практики передачи опыта воспитания детей внутри семьи остаются достаточно прочными. Если в детстве человек сталкивался с тем или иным методом воспитания, то он с большей вероятностью будет использовать его по отношению к своим детям. Те россияне, кого воспитывали через нравоучения, применяют их к своим детям в 92% случаев (vs.76% от всех родителей). Столкнувшиеся в детстве с ограничениями телевизора или прогулок выбирают данный метод по отношению к своим детям в два раза чаще (62% vs. 31% от всех родителей). Подобный тренд распространяется и на другие методы воспитания: если человека ставили в угол или давали подзатыльники, то он будет делать также – 42-40%, что в 2-3 раза выше в сравнении со всеми опрошенными родителями (19-13%). Наказание ремнем повышает вероятность применения данного метода к своим детям в 3,5 раза (25% vs. 7%), а лишение карманных денег – в 5 раз. Если в детстве человека «наказывали рублем», он будет поступать также, воспитывая своих детей, в 43% случаев (vs. 8% от всех родителей). Эти усвоенные в детстве практики воспитания не только реализуются в собственном родительском поведении, они формируют представления о воспитании в целом. Даже те, у кого еще нет детей, чаще выбирают и одобряют именно те методы, которыми воспитывали их самих.

23 июля 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 23 июля 2022 г.: 1600 опрошенных, коэффициент кооперации (КК)* = 0,7502; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0203; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1701. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: profi.wciom.ru/principy_standarty/korporativnyj-standart-po-izmereniyu-rezultativnosti-oprosov-sputnik-vciom/

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех не состоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

У Вас есть дети или нет?

(закрытый вопрос, до двух ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть несовершеннолетние

32

Есть совершеннолетние дети

52

Нет детей

23

Поговорим на другую тему. Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Наставления, нравоучения

62

61

62

65

62

63

66

55

Постановка в угол в качестве наказания

30

34

26

33

33

33

32

23

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

27

29

25

40

47

32

21

11

Наказание ремнем

21

29

14

17

24

20

23

19

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

20

23

19

19

24

18

23

18

Лишение карманных денег

11

16

7

21

18

11

11

5

Ничего из перечисленного

9

7

10

14

4

8

7

11

Другое (укажите)

6

5

7

1

4

5

4

12

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

3

5

2

1

3

2

3

5

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы используете (использовали раньше) по отношению к Вашим детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов,% от тех, у кого есть дети)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Наставления, нравоучения

76

79

74

50

72

74

81

76

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

31

31

31

35

48

49

32

14

Постановка в угол в качестве наказания

19

19

19

15

16

16

22

19

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

13

11

14

0

6

8

16

16

Лишение карманных денег

8

10

7

10

8

10

11

5

Наказание ремнем

7

8

6

0

3

7

9

8

Ничего из перечисленного

6

5

7

24

5

7

6

5

Другое (укажите)

6

5

7

0

5

4

5

10

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

1

2

1

5

2

0

1

1

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы считаете допустимым использовать по отношению к детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого нет детей)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Наставления, нравоучения

75

75

75

78

80

72

67

59

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

44

51

36

31

49

58

43

38

Лишение карманных денег

28

30

26

17

36

38

27

14

Постановка в угол в качестве наказания

24

33

13

17

29

29

22

18

Наказание ремнем

10

13

5

5

12

13

13

4

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

9

13

5

7

10

14

6

11

Ничего из перечисленного

6

3

10

10

7

2

0

4

Другое (укажите)

8

8

8

8

6

11

6

15

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

3

4

1

0

2

6

9

0

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы используете (использовали раньше) по отношению к Вашим детям/ считаете допустимым использовать?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого есть дети)

 Поговорим на другую тему. Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Наставления, нравоучения

Постановка в угол в качестве наказания

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

Наказание ремнем

Лишение карманных денег

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

Наставления, нравоучения

92

80

83

80

86

79

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

36

38

44

43

54

62

Постановка в угол в качестве наказания

20

42

41

35

36

25

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

14

28

40

34

34

18

Лишение карманных денег

10

18

25

20

43

20

Наказание ремнем

8

12

17

25

24

13

Ничего из перечисленного

2

3

2

3

1

4

Другое

3

5

6

6

4

4

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

0

1

1

0

1

0

А какие из перечисленных ниже методов воспитания Вы считаете допустимым использовать по отношению к детям?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от тех, у кого нет детей)

 Поговорим на другую тему. Припомните, пожалуйста, какие из перечисленных ниже методов воспитания использовали, наряду с другими, Ваши родители?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

Наставления, нравоучения

Постановка в угол в качестве наказания

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

Наказание ремнем

Лишение карманных денег

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

Наставления, нравоучения

89

71

79

73

88

81

Ограничение просмотра телевизора/ гаджетов/ прогулок

49

62

65

58

61

63

Лишение карманных денег

36

44

52

45

61

44

Постановка в угол в качестве наказания

26

44

45

47

43

34

Телесные наказания в виде шлепков, щелчков, подзатыльников

13

21

26

27

21

14

Наказание ремнем

13

21

22

30

24

14

Ничего из перечисленного

4

6

6

5

4

3

Другое

7

6

9

9

8

8

Затрудняюсь ответить/ Отказ от ответа

1

2

3

2

1

2

Анна Кулешова
Руководитель департамента издательских программ ВЦИОМ, соавтор книги «Родительство 2.0»

«В ХХ веке во всем мире произошли важные изменения, вызванные улучшением качества жизни и медицины, каждый рожденный ребенок получил почти стопроцентный шанс дожить до совершеннолетия. Эти изменения привели к тому, что в России в начале XXI века случилась так называемая родительская революция (в Европе и Америке она состоялась в 1980–1990-е годы), представления о родительстве и детстве достаточно серьезно изменились:

  • Сформировалось убеждение, что детское счастье базируется на признании личности ребенка и важности его переживаний.
  • Потребление стало одним из главных способов выражения чувств, дети нередко растут в ситуации переизбытка игрушек и вещей (настоящий любящий родитель обязан купить своему ребенку все и даже больше). Ограничение потребления стало одним из инструментов воспитания детей.
  • Благодаря обществу потребления и изобретению новых потребностей (раньше, например, дети умели развиваться без развивающих игрушек) появился феномен детоцентризма. Он повлек за собой серьезные изменения в отношении взрослых к детям. От превосходства над младшими, требования от них «уважения к старшим» отцовство и материнство пришло к соревнованию между родителями: кто больше угодит детям, кто лучше развлечет их и т.п.
  • Говоря о любви к детям, папы и мамы сегодня вынуждены подразумевать под ней безопасность — таков результат давления общества и законодательства многих стран. Между свободой и безопасностью выбор делается в пользу последней.
  • Поскольку родители опасаются неработающих социальных лифтов, они пытаются обеспечить своим детям успешное будущее, начиная с самого раннего возраста: надо пристроить ребенка в садик при правильной школе, сотрудничающей с университетом, нанять репетиторов, потом учить в университете на платном отделении, чтобы выросшее чадо имело достойную работу и зарплату. Но к началу свободной взрослой жизни дети приходят без малейшего опыта самостоятельности, без опыта структурирования свободного времени и даже без опыта нарушения норм, ведь они всю жизнь жили по созданному родителями расписанию и под перманентным контролем.
  • Огромное влияние на представления о нормах воспитания оказали психологи и психоаналитики, сформировавшие убежденность в том, что все взрослые проблемы у людей из детства, а в большей их части виновата мать, ведь именно она принимает решения в отношении ребенка, заставляет или не заставляет его учиться, правильно или неправильно воспитывает и т.п. Так что в современном мире даже в 40 или в 50 лет вполне нормально обвинить мать в своих неудачах…
  • Современная мать — это человек, который обеспечивает физическое выживание детей, удовлетворение их базовых потребностей, а еще она немного педиатр, психолог и педагог. Материнство стало ответственным делом, требующим особых знаний и умений. Социологи нередко говорят о «профессиональном» материнстве.
  • Современные супруги начинают общаться не только меньше, но и по-другому: теперь почти все их разговоры посвящены ребенку, его воспитанию. Причем муж и жена с готовностью принимают эту трансформацию — в отличие от мысли о том, что можно все-таки не столь активно заботиться о ребенке.
  • Родительство стало более творческим, а детство — разнообразным.
  • Всеобщее образование несколько отодвинуло границы взросления».


18 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07