Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС
Культура

Святой Валентин уходит, любовь — остается!

Популярность Дня всех влюбленных в России продолжает снижаться, но 60% опрошенных в возрасте 18 лет и старше считают себя влюбленными.
Фото:
Коротко о главном
  • День святого Валентина — праздник для каждого четвертого россиянина (26%, −16 п.п. к данным 2014 г.).
  • 60% россиян в настоящее время испытывают влюбленность.
  • Местом, где лучше всего искать вторую половинку, россияне чаще всего называют круг общих друзей (43%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • День святого Валентина — праздник для каждого четвертого россиянина (26%, −16 п.п. к данным 2014 г.).
  • 60% россиян в настоящее время испытывают влюбленность.
  • Местом, где лучше всего искать вторую половинку, россияне чаще всего называют круг общих друзей (43%).

МОСКВА, 14 февраля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о восприятии россиянами Дня всех влюбленных и удачных местах поиска второй половинки.

Что празднуем?

14 февраля во многих странах отмечается День святого Валентина. Этот день служит прекрасным поводом признаться в своих чувствах или напомнить о них своей второй половинке, обменяться открытками, преподнести подарок.

За 15 лет восприятие этой даты в России претерпело изменения. Если на протяжении 2000-х годов День всех влюбленных примерно половина россиян (50% в 2002 г., 51% в 2005 г., 48% в 2008 г.) считала праздником, а другая половина (50% в 2002 г., 45% в 2005 г., 47% в 2008 г.) — не считала, то сегодня для большинства россиян 14 февраля праздником не является (71%); остается таковым он только для каждого четвертого (26%).

  • Мужчины и женщины по этому вопросу единодушны: 27% и 26% соответственно считают 14 февраля праздником.
  • Поколенческие различия более ощутимы, чем гендерные. Признает праздник в первую очередь молодежь 18-24 лет (47% vs. 26% среди всех россиян), наименьшее признание — в когорте 45-59-летних (15%).

 

 

Душевный праздник или повод раскошелиться?

Мнения россиян о целях празднования Дня святого Валентина разделились поровну: 45% считают, что это теплый праздник, возможность порадовать своих любимых, 43% полагают, что праздник придуман ради прибыли от продажи сувениров.

  • Восприятие 14 февраля обусловлено уровнем образования. В группе россиян со средним образованием и ниже чаще склоняются к душевности Дня всех влюбленных (58% и 87% соответственно); мнения граждан со средним образованием разделились поровну («коммерческий» — 45%, теплый, душевный —  43%), а высокообразованные склоняются к тому, что 14 февраля — «праздник коммерсантов» (49% vs. «душевный праздник» —  39%).
  • Еще один фактор — уровень материального положения. В коммерциализации праздника заметно чаще убеждены те, кто оценивает свое материальное положение как плохое и очень плохое (51% vs. «теплый, душевный праздник» — 34%).

 

 

 

В поисках второй половинки

Доля влюбленных россиян остается стабильно высокой: как и в прошлом году, сегодня это прекрасное чувство испытывают более половины наших сограждан (60%, 2022 г. — 57%). Заявили об обратном 37%.

  • В годы ранней молодости (18-24 лет) только половина россиян признались, что влюблены (52%). Пик влюбленности приходится на 25-34 и 35-44 года (74% и 71% соответственно), после 60 лет распространенность этой эмоции снижается (до 43%). Остается подождать лет семь, чтобы посмотреть, наверстают ли повзрослевшие миллениалы (здесь это те, кому 18-24) старшие когорты или явят собой новую тенденцию в ландшафтах эмоциональной жизни.
  • Мужчины признают влюбленность чаще, чем женщины (65% vs. 55%). Что отражают эти результаты — факт, женскую скромность или холодность (неготовность к любви), цифры не сообщают.

Взгляды россиян относительно мест поиска второй половинки устойчивы во времени. Несмотря на разнообразие социальных сетей и специализированных сайтов, на протяжении всего периода замеров приоритет сохраняется за традиционными форматами знакомств офлайн. Местом, где лучше всего искать вторую половинку, россияне чаще всего называют круг общих друзей (43%, 2013 г. — 63%). Работа и учеба — второй по популярности ответ,  искать любовь там предлагает каждый третий (31%); в 2013 году — каждый второй (49%). Клубы по интересам/секции/курсы назвали 22%, за 10 лет этот ответ стал звучать на 7 п.п. чаще (2013 г. — 15%). Это может объясняться растущим трендом на саморазвитие и осознанием важности наличия общих интересов у партнеров. Замыкают пятерку лучших мест для знакомств улица (17%) и интернет (16%). Отношение к интернет-знакомствам не изменилось даже в пандемийный 2020 год (12%), однако похоже, что пришедший с пандемией удаленный режим работы, учебы и дружеских контактов (а может быть, и жизни в целом) все же снизил эффективность мест, все еще считающихся естественными для нахождения пары.

Каждый восьмой опрошенный допускает возможность встречи с потенциальным партнером на концерте / в театре (12%), в спортклубах — каждый десятый (10%). По 8% назвали библиотеку, бары / дискотеки / рестораны.

  • Женщины чаще мужчин придерживаются мнения, что знакомиться лучше в кругу общих друзей (47% vs. 39% мужчин) и в клубах по интересам (26% vs. 17% мужчин). Уличные знакомства, напротив, больше приветствуют мужчины (21% vs. 13% женщин).

 

 

5 февраля 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 5 февраля 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8425; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0190; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0677.  Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Массив данных

Считаете ли Вы для себя лично праздником 14 февраля — День Святого Валентина, День всех влюбленных?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2002 г.*

2005 г.*

2008 г.*

2014 г.*

2023 г.

Да

50

51

48

42

26

Нет

50

45

47

54

71

Затрудняюсь ответить

-

4

5

4

3

Считаете ли Вы для себя лично праздником 14 февраля — День Святого Валентина, День всех влюбленных?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да

26

27

26

47

31

21

15

31

Нет

71

71

72

53

68

76

82

67

Затрудняюсь ответить

3

2

2

0

1

3

3

2

С каким мнением о Дне святого Валентина Вы в большей степени согласны?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2014 г.*

2023 г.

Это коммерческий праздник, придуманный для увеличения прибыли производителями и продавцами сувениров, открыток и так далее

41

43

Это теплый, душевный праздник, возможность сказать о своей любви, порадовать своих любимых

51

45

Затрудняюсь ответить

8

12

Скажите, пожалуйста, Вы сейчас влюблены в кого-нибудь или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2008 г.*

2009 г.*

2022 г.

2023 г.

Скорее да

54

45

57

60

Скорее нет

35

48

40

37

Затрудняюсь ответить

10

7

3

2

Отказ от ответа

1

0

1

1

Скажите, пожалуйста, Вы сейчас влюблены в кого-нибудь или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

 

Мужской

 

Женский

 

18-24 года

 

25-34 года

 

35-44 года

 

45-59 лет

 

60 лет и старше

Скорее да

60

65

55

52

74

71

62

43

Скорее нет

37

31

42

48

25

24

34

53

Затрудняюсь ответить

2

1

1

0

1

2

1

1

Отказ от ответа

1

3

2

0

0

3

3

3

Как Вы считаете, где лучше всего знакомиться, искать вторую половинку?

(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех опрошенных)

 

2013 г.*

2017 г.

2020 г.

2023 г.

В кругу общих друзей

63

43

48

43

На работе/учебе

49

26

30

31

В клубах по интересам/секциях/курсах (танца, фотографии, иностранных языков и т.д.)

15

18

15

22

На улице

15

14

15

17

В интернете

13

9

12

16

На концерте/в театре

9

16

13

12

В спортклубах, фитнесс-центрах

9

11

8

10

В библиотеке

2

8

8

8

В барах/дискотеках/ресторанах

11

8

6

8

Где угодно/дело случая/как повезет/судьба

0

9

4

5

В транспорте

5

4

3

5

В кинотеатрах*

0

2

1

-

Другое

4

3

1

8

Затрудняюсь ответить

7

12

13

12

* Опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.

Илья Ломакин
эксперт Департамента издательских программ ВЦИОМ

«За прошедшие 20 лет мнение россиян о Дне святого Валентина поменялось. Если еще в 2000-х годах на волне потребительского бума этот праздник в своем календаре учитывал примерно каждый второй наш соотечественник, то сегодня это делает только каждый четвертый (26%). В контексте современного противостояния с западным миром прежний паритет, кажется, уходит в прошлое. Впрочем, ответы на вопрос с просьбой занять одну из позиций относительно праздника говорят нам о том, что в структуре его восприятия изменилось все-таки немногое: «циничная» и «романтизированная» оценки сегодня тождественны (43% и 45% соответственно). Как и в предыдущих наблюдениях, День всех влюбленных остается наиболее близким для молодых когорт россиян, а более циничным отношение к нему становится с возрастом или ростом уровня образования. В любом случае трансформация общественного восприятия 14 февраля очевидна, и в этом смысле дальнейший мониторинг может дать интересные результаты.

Что же касается самих чувств, вокруг которых выстроен День святого Валентина, то россияне самых разных возрастов за последние полтора десятка лет стали охотнее рассказывать, что влюблены в кого-то. Об этом свидетельствует не только возросшая доля «влюбленных», но и заметно упавший процент затрудняющихся ответить на соответствующий вопрос. Хотя два «оплота» романтических знакомств — общие дружеские компании и места работы или учебы — сохраняют свой главенствующий статус, количественно заметным стал рост одобрения онлайн-дейтинга. Конечно, перечисление «лучших» мест для знакомств не означает следование этому списку на практике, однако важный вопрос долгосрочной перспективы состоит в том, каковы пределы этого роста».


14 февраля 2023
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07