Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Развлечения

Навстречу Пасхе-2024

Пасха - третий по популярности праздник в России, в этом году его планируют отмечать до 85% опрошенных.
Фото:
Коротко о главном
  • Пасха входит в топ-3 наиболее важных праздников для россиян (29%), уступая Дню Победы (61%) и Новому году (58%).
  • 30% считают Пасху культурно-исторической традицией предков (+8 п.п. за 13 лет), 24% — семейной традицией.
  • Топ-3 традиций на Пасху: приготовление праздничных блюд (55%), посещение/приглашение гостей (36%), освящение куличей и яиц в церкви (20%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Пасха входит в топ-3 наиболее важных праздников для россиян (29%), уступая Дню Победы (61%) и Новому году (58%).
  • 30% считают Пасху культурно-исторической традицией предков (+8 п.п. за 13 лет), 24% — семейной традицией.
  • Топ-3 традиций на Пасху: приготовление праздничных блюд (55%), посещение/приглашение гостей (36%), освящение куличей и яиц в церкви (20%).

МОСКВА, 2 мая 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса, приуроченного к православной Пасхе.

Главный христианский праздник

Остаются считанные дни до окончания Великого Поста, который в этом году твердо намеревалось соблюдать рекордное число наших сограждан (18% vs. 10-13% в прошлые замеры). В это воскресенье, 5 мая, православные готовятся отмечать Пасху — главный праздник в жизни христиан. Впрочем, таковым она является не только для представителей самой распространенной конфессии в стране (сегодня последователей православной веры насчитывается 64%), но и для россиян в целом: на протяжении всего периода измерений (с 2006 г.) Пасха входит в тройку наиболее важных праздников, «проигрывая» только Дню Победы и Новому году. Исключением стал 2021 г., когда третью строчку впервые занял Международный женский день. Впрочем, сегодня он едва ли составляет конкуренцию православному празднику: в ходе апрельского замера Пасху назвали 29%, 8 Марта — 24%. Примечательно, что в представлении россиянок Международный женский день также менее значим, чем православная Пасха (28% vs. 36% соответственно). 

Роль Пасхи ожидаемо выше в жизни наших православных сограждан — 40%, тогда как другой большой христианский праздник — Рождество Христово — упоминается ими в 1,5 раза реже (26%). В то же время для российской молодежи оба религиозных праздника имеют одинаковое, хоть и небольшое значение: они фигурируют в ответах 12% зумеров (рождены в 2001 г. и позднее) и 18% младших миллениалов (1992-2000 гг.). И если для представителей эпохи оттепели (до 1947 г.) Пасха является вторым по значимости праздником (46%), то для двух младших поколений — шестым и четвертым соответственно.  Полученные результаты дают основание полагать, что роль религии в жизни современной молодежи несколько ослабевает. На сегодняшний день к православным себя причисляют 38% зумеров и 45% младших миллениалов (vs. 64% всех опрошенных), тогда как неверующими себя считают 28% и 23% соответственно (vs. 13% всех опрошенных). Эта тенденция наблюдается во всем мире. Еще в 2018 г. Pew Research Center представил результаты масштабного международного исследования[1], продемонстрировав разрыв в уровне религиозности между молодыми (18-39 лет) и зрелыми (40+) гражданами во многих странах мира. В частности, замерялись четыре показателя: религиозная идентичность, ощущение важности религии в собственной жизни, а также присутствие религиозных практик в жизни — еженедельное посещение богослужения и ежедневная молитва. В России были обнаружены значимые межпоколенческие различия по двум из перечисленных индикаторов — первому и четвертому.

Дань традиции

В ответах россиян на открытый вопрос о том, что именно празднуют в Пасху, лидирует правильный вариант — воскресение Иисуса Христа (42%, 2021 г. — 45%, 2019 г. — 50%). Еще 6% назвали ее великим христианским праздником, тогда как 5% вовсе перепутали Пасху с Рождеством. Затруднился с ответом каждый третий (32%).

И хотя для представителей самого старшего поколения (до 1947 г.) Пасха — второй по значимости праздник, его история знакома им не лучше, чем молодежи 18-23 лет. Правильный ответ (воскресение Христа) дали 26% зумеров и 31% представителей эпохи оттепели.

С 2011 г. общественное восприятие Пасхи претерпело изменения: если раньше в ней с одинаковой частотой видели семейную (24%), культурно-историческую традицию (22%) и священный обряд (21%), то сегодня свой сакральный смысл этот праздник скорее утратил. В наши дни две трети наших сограждан относятся к Пасхе как к традиции (67%) — культурно-исторической (30%, +8 п.п. за 13 лет), семейной (24%) или же формальной (13%).  Для каждого восьмого это священный обряд (12%, −9 п.п. за 13 лет), для каждого десятого — приятные приготовления к светлому празднику (10%).

Женщины почти вдвое чаще мужчин относятся к Пасхе как к семейной традиции (30% vs. 17%).

Для каждого пятого зумера Пасха — формальная традиция, которую он соблюдает, потому что так делают все (20%). Реже таковой она является для православных россиян — 7%.

 

Праздновать будем, но как?

Празднование Пасхи в России носит массовый характер, в этом году ее планируют отмечать 85% наших сограждан. В числе наиболее распространенных праздничных традиций: приготовление пасхальных блюд (яйца, пасха, куличи) (55%), посещение/приглашение гостей (36%), освящение угощений в церкви (20%) и поездки на кладбище (18%). По 8% планируют преподнести подарки близким и посетить всенощную. Еще 15% ответили, что вовсе не планируют праздновать Пасху в этом году, в двух самых младших поколениях (зумеры и младшие миллениалы) показатель достигает 25% и 23% соответственно.

О своем намерении отметить главный христианский праздник заявили 96% наших православных сограждан. Более того, они чаще опрошенных в целом придерживаются трех наиболее распространенных пасхальных традиций: накрывают праздничный стол (64%), принимают гостей или сами ходят в гости (44%), а также освящают куличи, яйца и пасху в церкви (28%).

За весь период наблюдений (с 2005 г.) доля отмечающих Пасху в нашей стране лишь единожды опускалась ниже 80%: пандемия коронавируса и ограничительные меры внесли свои коррективы в привычный уклад жизни, в результате чего в 2020 г. треть наших сограждан были вынуждены отказаться от празднования (34%). Главной активностью стало приготовление традиционных праздничных блюд (44%), а вот принять гостей, обменяться подарками, посетить церковь и кладбище в тот год мало кто решился (7%, 3%, 3% и 4% соответственно). Впрочем, традиция поминать усопших на кладбище и освящать угощения пошли на спад еще до пандемии, за последние 15 лет (с 2009 г.) эти ответы стали звучать на 11 и 7 п.п. реже соответственно.

Женщины на Пасху будут больше заняты приготовлением традиционных праздничных угощений (67% vs. 39% мужчин) и их освящением в церкви (24% vs. 16%), мужчины — поездкой на кладбище (22% vs. 15% женщин).

 


[1] См. подробнее: The Age Gap in Religion Around the World. URL: https://www.pewresearch.org/religion/2018/06/13/the-age-gap-in-religion-around-the-world/

 

21 апреля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 21 апреля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7643; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0114; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0725. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Какие праздники для Вас самые важные?

(закрытый вопрос, не более 3-х ответов, % от всех опрошенных, вариант ответа «Другое» не представлен)

 

2006

2010

2014

2018

2020

2021

2022

2023

2024

День Победы — 9 Мая

41

38

53

71

71

69

67

65

61

Новый год — 1 января

82

77

69

60

66

63

63

58

58

Пасха

35

34

31

31

34

25

31

29

29

Международный женский день — 8 Марта

31

31

30

29

27

29

25

22

24

Рождество Христово — 7 января

26

31

29

25

18

18

17

20

18

День защитника Отечества — 23 февраля

18

17

20

16

14

18

15

17

13

Праздник весны и труда — 1 Мая

9

7

10

11

7

-

-

9

10

Профессиональные праздники

5

9

6

8

8

8

8

9

8

День России — 12 июня

2

2

8

7

4

8

6

9

7

День народного единства — 4 ноября

1

1

3

6

3

5

4

6

5

День Октябрьской революции / День согласия и примирения — 7 ноября / 4 ноября

3

5

3

4

3

5

4

5

4

Курбан-Байрам

4

4

6

5

3

5

5

4

4

День космонавтики — 12 апреля

1

1

1

2

3

7

4

4

4

День святого Валентина — 14 февраля

-

4

4

1

1

1

1

1

2

Затрудняюсь ответить

2

1

1

1

1

1

1

1

1

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Зумеры
(поколение цифры, 2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992—2000)

Старшие миллениалы (1982—1991)

Реформенное поколение (1968—1981)

Поколение застоя (1948—1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Православия

64

38

45

60

71

74

78

Ислама

5

8

6

5

5

4

1

Буддизма

1

1

2

1

1

<1

<1

Католицизма

<1

1

<1

1

<1

<1

<1

Иудаизма

<1

1

<1

<1

<1

<1

<1

Протестантизма (баптист, лютеранин, адвентист и другое)

<1

<1

1

<1

1

<1

<1

Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

5

4

6

9

4

2

2

Неверующим

13

28

23

11

9

10

10

Колеблюсь между верой и неверием

6

11

10

6

5

5

3

Другое

5

7

5

6

4

4

4

Затрудняюсь ответить

1

1

2

1

<1

1

2

Как Вы считаете, что празднуют в Пасху? Вы можете назвать несколько вариантов

(открытый вопрос, до 5 ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

2019

2021

2024

Воскрешение Христа

50

45

42

Великий христианский праздник / православный праздник

4

1

6

Рождения Христа

6

4

5

Конец Поста

3

3

4

Поминают усопших / ходят на кладбище

4

3

4

Символизирует вечную жизнь, возрождение / победа над смертью / спасение, искупление

1

3

4

Восхождение Христа / вознесение Христа / явление Христа

-

<1

3

Красят яйца, пекут куличи

1

2

2

Начало весны, приход весны

1

1

2

Вера в будущее, лучшее

-

-

2

Духовное единение

<1

<1

2

Ничего / обычный день

-

<1

<1

День Христа

<1

1

<1

Другое

2

2

1

Затрудняюсь ответить

32

35

32

Празднование Пасхи для Вас — это…?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2011

2018

2023

2024

Культурно-историческая традиция предков

22

30

29

30

Семейная традиция

24

26

24

24

Формальная традиция, которую мы соблюдаем потому, что все так делают

14

15

13

13

Священный обряд

21

18

12

12

Приятные приготовления к красивому, светлому празднику

12

5

12

10

Другое

2

2

7

5

Затрудняюсь ответить

5

4

3

6

Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

2005

2009

2011

2012

2013

2017

2018

2020

2021

2023

2024

Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи)

46

64

67

68

64

52

59

44

45

54

55

Буду принимать гостей, сам пойду в гости

23

38

39

38

41

46

39

7

23

38

36

Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви

14

27

29

32

30

26

24

3

18

19

20

Поеду на кладбище

11

29

25

20

24

23

18

4

16

17

18

Буду делать подарки близким

1

7

6

11

10

10

12

3

9

8

8

Пойду ко всенощной

3

8

9

8

8

9

7

1

10

6

8

Другое

3

2

2

1

3

11

5

0

15

9

9

Буду находиться дома (из «Другого»)

-

-

-

-

-

-

-

18

-

-

-

Не буду праздновать Пасху

12

12

9

10

11

13

12

34

18

16

15

Затрудняюсь ответить

3

4

3

2

3

1

2

2

1

1

2

Будете ли Вы праздновать Пасху? Если да, то как Вы собираетесь ее отмечать?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Последователем какого мировоззрения или религии Вы себя считаете?

Православие

Другие конфессии*

Являюсь верующим, но какой-либо конкретной конфессии не принадлежу

Неверующим

Колеблюсь между верой и неверием

Буду готовить пасхальные блюда (яйца, пасху, куличи)

55

64

26

48

36

44

Буду принимать гостей, сам пойду в гости

36

44

16

31

20

24

Буду освящать куличи, яйца, пасху в церкви

20

28

2

9

2

6

Поеду на кладбище

18

21

8

16

8

24

Буду делать подарки близким

8

9

4

7

3

4

Пойду ко всенощной

8

10

1

4

1

3

Другое

9

8

5

9

5

10

Не буду праздновать Пасху

15

4

50

19

41

24

Затрудняюсь ответить

2

1

8

2

4

2

* Объединены варианты ответа: ислам, католицизм, иудаизм, буддизм, протестантизм.

 

До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Степан Львов
Директор по стратегическому развитию ВЦИОМ

Вот уже век, как роль Пасхи в обществе и ее восприятие людьми переживают самые глубокие перемены: менялся не только религиозный смысл праздника, а в большей степени – социокультурный. Сто лет назад воинствующие безбожники Пасху попросту отменили и запретили. В послевоенный и позднесоветский период она полуподпольно существовала в «народной практике» части советских людей, видевших в праздновании Пасхи в узком кругу некоторую «отдушину» от советского официоза. А в конце прошлого века дело практически дошло до причисления Пасхи к официальным праздникам. Казалось бы, в 90-е годы исчезли все барьеры для возрождения религии и как социального института, и как мировоззренческой системы. Нормой становится ситуация, когда люди декларируют принадлежность к конфессии, не будучи ни религиозными, ни, тем более, воцерковленными. Но в это же время происходит и нечто неожиданное – религия и ее элементы, при довольно высоком интересе к ней, не вернули статус-кво, а заняли несколько иные сегменты в массовом сознании!

По мнению современных исследователей, религии возвращаются в новом качестве, и этот процесс – глобальный. Социологи говорят о постсекуляризме или новой секулярности, главное отличие которой от жестких (а порой и жестоких) антирелигиозных практик ХХ века состоит в том, что в ней нет места проявлению любой нелояльности по отношению к религии. Вместе с тем, вера не навязывается и не претендует на статус социального регулятора, но важным становится знание о религии. Не является исключением, а скорее правилом ситуация, когда современный образованный, но неверующий человек знает о религиозных постулатах, обрядах и праздниках больше, чем истовый верующий. В некоторых случаях, как например, с соблюдением Великого поста и церковных праздников, это знание оказывает сильное влияние на поведение, но уже не только как религиозная установка, а скорее как культурный призыв.

И эта тенденция, как мы можем видеть по результатам исследования, усиливается с середины 2010-х годов. Например, еще в 2011 году сохранялись признаки возрождения интереса к Пасхе как истинно религиозному празднику – тогда еще каждый пятый видел в ней прежде всего священный обряд, т.е. непосредственно связывал его с таинством воскрешения. Сегодня же сакральность в Пасхе видит лишь каждый девятый. И за это же время подросла доля тех, кто выводит на первый план культурно-исторический контекст этого события. Таким образом, за последнее десятилетие мы наблюдаем рост смысловой секуляризации этого праздника. Как и 6-7 лет назад, примерно каждый третий относит Пасху к числу главных праздников, тогда как число декларирующих приверженность православию за последние 7 лет заметно снизилось (см. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/velikii-post-2024). Так или иначе, Пасха становится в значительной степени светским праздником, смысл которого – в воспроизводстве российской культурной идентичности.


17 мая 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07