Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Александр Манзюк/ТАСС
Общество

Многодетная семья: оценка и отношение

Две трети россиян хотели бы видеть своих детей/внуков многодетными родителями. Чаще этого хотят те, кто сам воспитал троих и более детей. Но в самом молодом поколении отношение к многодетности меняется в худшую сторону.
Фото:
Коротко о главном
  • Топ-3 эмоций/чувств по отношению к многодетным семьям: уважение (59%), радость (39%) и гордость (29%).
  • Каждый второй россиянин не согласен с тем, что многодетные родители жертвуют своей карьерой, личным благополучием и свободой (51%).
  • Две трети опрошенных хотят видеть своих детей и/или внуков многодетными родителями (68%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Топ-3 эмоций/чувств по отношению к многодетным семьям: уважение (59%), радость (39%) и гордость (29%).
  • Каждый второй россиянин не согласен с тем, что многодетные родители жертвуют своей карьерой, личным благополучием и свободой (51%).
  • Две трети опрошенных хотят видеть своих детей и/или внуков многодетными родителями (68%).

МОСКВА, 25 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об отношении россиян к многодетности.

Уважение, радость и гордость

В прошлом году на заседании Всемирного русского народного собора Президент России Владимир Путин назвал сбережение и приумножение народа нашей страны задачей будущих поколений. По словам главы государства, ее решение не ограничивается материальным стимулированием рождаемости. Речь прежде всего идет о нравственной составляющей, возрождении традиции многодетности, а также формировании в обществе положительного образа большой семьи. Результаты апрельского опроса ВЦИОМ позволяют сделать вывод, что эта позиция в целом преобладает среди наших сограждан.

На сегодняшний день только треть опрошенных разделяют мнение, что в обществе нет достаточного уважения к многодетным родителям (33%), в то время как более половины наших сограждан с этим утверждением не согласны (58%). Уважение к многодетным родителям более заметно четырем постсоветским поколениям — доля несогласных с предложенным тезисом колеблется от 58% до 68%, тогда как среди двух старших поколений (рожденных до 1967 г. включительно) она составляет 48–49%.

Несколько чаще дефицит уважения испытывают россияне, которые сами воспитывают/воспитали трех и более детей (37% vs. 31% среди бездетных). Доля согласившихся с тезисом также выше среди россиян со средним образованием и ниже (41-42%) и в средне- и низкодоходных группах (33% и 37% соответственно). Высокообразованные и «богатые», напротив, чаще эту позицию не разделяют (65% и 63% соответственно).

Тезис о достаточном уважении к родителям, воспитывающим трех и более детей, подтверждают и ответы самих россиян: чаще всего именно это чувство они испытывают к многодетным семьям (59%), причем оно доминирует во всех поколениях — от представителей эпохи оттепели до зумеров (доля ответов варьируется от 51 до 64%). Четверо из десяти испытывают радость при виде многодетных семей (39%), трое из десяти — гордость (29%). Пик этих эмоций приходится на миллениалов и реформенное поколение (40-42% и 33-37% соответственно). По мнению каждого восьмого, многодетные семьи — олицетворение надежды, столько же высказались о своем безразличии к ним (по 12%). Если «младшие» миллениалы (1992-2000 гг.) чаще испытывают надежду при виде таких семей (20%), то соседнему поколению Z больше присуще равнодушие (32%). Еще у 8% такие семьи вызывают доверие. Такие негативные эмоции, как тревога, раздражение, разочарование и возмущение, звучали в единичных случаях.

Дети — не помеха, а двигатель успеха

В представлениях россиян многодетность, карьера, личное благополучие и свобода — не взаимозаменяемые, а скорее дополняющие друг друга явления: каждый второй опрошенный не согласен с тем, что родители, воспитывающие троих и более детей, жертвуют вышеупомянутым — 51%. Разделяют эту точку зрения четверо из десяти (39%).

Типичный россиянин, полагающий, что многодетные родители идут на разного рода жертвы, — мужчина (44% vs. 35% женщин), в возрасте 18-23 лет или представитель поколения зумеров (55%), со средним образованием (58%) и плохим материальным положением (48%).

Женщины (55% vs. 46% среди мужчин), представители реформенного поколения (1968–1981 гг.) (60%), а также те, кто скорее подходит под описание успешного человека — получившие среднее специальное образование и выше (51-56%), высоко- и среднеобеспеченные (58% и 51% соответственно), — чаще склонны придерживаться обратного мнения.

Ответы многодетных россиян соответствуют средним по выборке: 38% согласны с суждением, 53% — нет. Мнения бездетных разделились поровну (47% и 44% соответственно).

 

Чем больше, тем лучше?

Идея возрождения традиции многодетности близка 68% наших сограждан — такова доля тех, кто желает своим детям и/или внукам большую семью с тремя и более детьми, в том числе каждый третий заявил об этом с полной уверенностью (32%). Полученные ответы подтверждают результаты нашего январского опроса, в ходе которого каждый второй россиянин назвал идеальной семьей многодетную (50%). Не хотят, чтобы семья их детей/внуков имела статус многодетной, 22% опрошенных.

Привлекательность традиции многодетности имеет гендерную, поколенческую и территориальную специфику:

  • Несмотря на то что именно мужчины чаще считают, что многодетность сопряжена с разного рода жертвами, они чаще женщин хотят видеть своих детей/внуков родителями троих и более детей (73% vs. 63% среди россиянок).
  • Зумеры — единственное поколение, которое выбивается из общего «тренда» (39% vs. 65-73% в предшествующих поколениях). Впрочем, это в одинаковой степени может быть обусловлено и поколением, и возрастом: молодым людям 18-23 лет, по-видимому, пока рано думать о будущем своих детей, а тем более внуков. Говоря о поколениях, нелишним будет упомянуть и о преемственности многодетности: россияне, воспитывающие троих и более детей, в 1,5 раза чаще бездетных видят своих наследников «продолжателями» этой традиции (81% vs. 56% соответственно).
  • Чем больше удаленность от мегаполисов, тем выше привлекательность многодетности. Если в Москве и Санкт-Петербурге показатель составляет только 61%, то в небольших населенных пунктах до 100 тыс. человек и селах он достигает 70% и 72% соответственно. Максимум желающих иметь большую семью приходится на регион — лидер по уровню рождаемости — Северо-Кавказский федеральный округ (84%).

 

 

13 апреля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 13 апреля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8002; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0125; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1137. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом: 

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Вы согласны или не согласны со следующим суждением: «В обществе нет достаточного уважения к родителям, воспитывающим троих и более детей»?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Однозначно не согласен

26

23

29

25

31

21

29

Скорее не согласен

32

40

39

41

27

27

20

Скорее согласен

20

17

22

17

18

22

23

Однозначно согласен

13

15

7

8

15

17

11

Затрудняюсь ответить

10

5

3

9

9

13

17

Вы согласны или не согласны со следующим суждением: «Многодетные родители жертвуют своей карьерой, личным благополучием и свободой»?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Однозначно не согласен

23

10

17

22

33

20

19

Скорее не согласен

28

31

34

28

27

31

16

Скорее согласен

22

35

29

28

14

18

23

Однозначно согласен

17

20

17

16

16

17

21

Затрудняюсь ответить

10

4

3

6

10

14

21

Какие эмоции Вы испытываете, когда сталкиваетесь с семьей, в которой воспитывается трое или более детей?

(закрытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Уважение

59

51

53

56

64

60

61

Радость

39

28

40

42

42

36

33

Гордость

29

19

33

37

33

23

18

Надежду

12

7

20

10

11

12

12

Доверие

8

8

6

9

9

9

6

Тревогу, страх

4

4

4

4

3

3

3

Раздражение

1

0

5

0

1

2

1

Разочарование

1

2

1

0

0

1

1

Возмущение, недовольство

1

1

2

0

0

1

0

Стыд

0

0

1

0

0

0

0

Безразличие / не испытываю никаких эмоций

12

32

19

14

9

7

8

Затрудняюсь ответить

4

5

2

3

2

6

4

Вы лично хотели бы или нет, чтобы у Ваших детей и/или внуков было в семье трое и более детей?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Однозначно да

32

16

21

29

39

37

32

Скорее да

36

23

44

40

32

36

35

Скорее нет

14

40

15

12

12

9

15

Однозначно нет

8

11

9

6

5

9

9

Затрудняюсь ответить

10

10

11

13

12

9

9

Вы лично хотели бы или нет, чтобы у Ваших детей и/или внуков было в семье трое и более детей?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть ли у Вас дети, и если есть, укажите их общее количество, включая совершеннолетних

1 ребенок

Двое детей

Трое и более детей

Нет детей

Однозначно да

32

29

32

49

21

Скорее да

36

37

37

32

35

Скорее нет

14

15

13

7

21

Однозначно нет

8

9

7

6

9

Затрудняюсь ответить

10

10

11

6

14

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07