МОСКВА, 8 июня 2006 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, что для россиян является предметом гордости за страну, и о том, хорошо ли наши соотечественники знают государственную символику России.
Среди ассоциаций, которые возникают у россиян при мысли о нашей стране и народе, лидирующие позиции занимают история страны и ее народа (57%), а также территория, на которой мы живем, место, где человек родился и вырос, родная природа (35%, 33% и 28%). Ассоциации «второго ряда», которые отмечаются 16–23% опрошенных, связаны с языком, литературой и искусством, душевными качествами народа, его великими представителями. За прошедший год заметно возросла значимость таких «идентификационных якорей», как прошлое, история страны (с 43 до 57%), родная природа (с 19 до 28%), великие люди своей национальности (с 11 до 23%). Государственные символы России – флаг, герб и гимн – как предмет гордости за свою страну отмечают реже (7%).
Информированность россиян о государственной символике нынешней России – её гербе, флаге и гимне – неодинакова. Лучше всего из этих символов знают герб – 86% опрошенных смогли правильно назвать, что именно на нём изображено; и только 8% дали ошибочный ответ.
Государственный флаг знаком населению не так хорошо, как гимн – верно указать его цвета и их расположение на флаге смогли немногим более половины опрошенных (58%). Треть респондентов (34%) точно знают цвета флага, но неверно указывают их расположение.
Наименее информированы россияне в отношении гимна. Верно назвать его первые слова смогла только треть опрошенных (34%). Неверных ответов оказалось примерно столько же (36%), и ещё 30% опрошенных затрудняются ответить на вопрос о словах гимна.
При этом, если уровень информированности о гербе и флаге за последние два года практически не менялся, то о гимне – заметно возрос: за это время доля россиян, знающих его слова, увеличилась с 19 до 34%.
Информированность о государственной символике среди молодёжи заметно выше, чем среди людей старшего возраста. Точно знают, что изображено на российском гербе, 90% молодёжи и 73% респондентов 60 лет и старше. Доля правильных ответов о государственном флаге среди молодежи вдвое выше, чем среди пожилых опрошенных (64 и 31%). Первые слова гимна страны известны каждому второму молодому респонденту (47% в группе 18–24 лет) и каждому четвёртому в возрасте «60+» (27%).
По отношению к государственным символам респонденты испытывают преимущественно положительные эмоции. Такие чувства, как гордость и восхищение (53%), симпатия (24%), в наибольшей степени связаны у россиян с гимном. Несколько слабее эти эмоции выражены по отношению к государственному флагу (49 и 26%, соответственно) и гербу (47 и 26%). Негативные чувства и эмоции связаны с государственной символикой в редких случаях (1–3%). Ещё 17–21% опрошенных отмечают, что не испытывают в отношении этих символов никаких эмоций и относятся к ним безразлично.